Роман Галкин

Как улучшить сайт, лендинг, интернет-магазин или блог и повысить его эффективность? Если мы не сомневаемся в самой идее сайта, то начнем улучшайзинг в двух направлениях – SEO-оптимизация и юзабилити.

Как дать объективную оценку удобству пользования?

Для этого давайте выделим параметры, которым будем давать оценку:

  • эффективность сайта
  • продуктивность
  • способность удовлетворить запросам юзера

С точки зрения SEO проводить аудит юзабилити нужно, так как улучшение показателей поведенческих факторов помогает поднять сайт в позициях поисковиков.

Аудит юзабилити хорош тем, что в процессе шлифовки ресурса, есть возможность еще раз переосмыслить цель, ради которой создавался сайт. Аудит дает выявить проблемные места сайта, докрутить их и упростить навигацию. Если подойти к задаче ответственно, то устранение ошибок повысит конверсию сайта.

Конечно, вы всегда можете поручить аудит юзабилити профессионалам makeFresh

Основные инструменты для анализа статистических данных и наблюдением за действиями пользователя известны - Янлекс.Метрика и Google.Analytics вполне доступны для самостоятельной работы.

Для оценки трафика, редактирования лендингов и составления отчетности существует ряд скриптов и приложений, например Visual Web Optimizer. Использование таких программ позволит получать обратную связь от пользователей сайта. Узнайте, что именно им не нравится, ведь людям легче давать критическую оценку, чем хвалить.

Получив данные метрик, для удобства и наглядности разделим их на три группы:

  • оценка контента
  • оценка технической части сайта
  • оценка дизайна

Контент

Поисковая адаптация.

Текст должен содержать четкие ответы на поисковые запросы пользователя быть простым. Не стоит «переоптимизировать» семантическое ядро ключами, ведь в лендинге SEO не имеет особого смысла. Помните, текст любого сайта создается для того, чтобы пользователи читали именно то, что хотят найти в интернете, а не наоборот.

  1. Делайте текст читабельным

    Привлекайте внимание посетителя визуально, структурируйте текст. Используя болд, италик, маркеры, блочное разделение и другие приемы текстового форматирования для выделения ключевой информации, которая будет доступна юзеру за доли секунды. Нельзя угадать, сколько конкретный пользователь хочет потратить времени на изучение страницы – поэтому нужно успеть донести месседж в кратчайшие сроки.

  2. Разделяйте смысловые блоки

    Части должны отделяться друг от друга, это задача, пожалуй, больше для дизайнера. Часто структуры блоков выделяются буллитами, триггерами, формами Call-To-Action, счетчиками, калькуляторами и проч.

  3. Оставляйте обратную связь

    Контакты в ленде должны обязательно быть – это повышает уровень доверия посетителей и предоставляет им возможность совершить целевое действие, или хотя бы дать шанс продажникам привлечь внимание к продукту.До сих пор самым простым и оперативным способом наладить контакт с клиентом остается телефонный звонок. Именно поэтому неплохо работают такие сервисы, как Callback Hunter, Callcontrol, Mango Office и другие. Не стоит также забывать о необходимости самого последнего блока «Остались вопросы?» и онлайн-консультанте.Важно понимать, что многие люди испытывают дискомфорт при необходимости использовать для связи телефон, нежели уже открытую страницу. Поэтому надо иметь разные каналы обратной связи.

  4. Знайте меру, не перегружайте информацией

    Статика лучше динамики, или краткость сестра конверсии. Баннеры, ссылки, сервисы желтая реклама – все это должно быть правильно и в меру расположено. Для лендинга, надо быть очень аккуратными, оставляем максимум один-два сервиса, не более. Лендинг должен быть чистеньким и понятным.

  5. Давайте ясные анкоры

    Анкоры (тексты гиперссылок) должны быть простыми. Пользователю должно быть ясно, какую информацию он получит, при переходе. Поэтому фразы типа «узнать тут», «продолжение следует…», «читать далее» не годятся. Скорее это должен быть мини-заголовок того контента, который ему предоставит подчеркнутая гиперссылка. Количество слов в анкоре не должно превышать трех.

  6. Не пытайте пользователя

    Не заставляйте сообщать избыточную информацию о себе, это нервирует. Не терроризируйте пользователя избыточными полями для ввода данных - максимум 5 полей. Номер мобильного клиента всегда приоритетнее его почты. Чаше всего консультация по телефону закрывает продажу.

  7. Выполняйте обещания

    На кнопке должно быть написано ровно то, что пользователь получит при нажатии. В противном случае это может привести к потере клиента. Например, если по условиям акции для получения скидки надо подать заявку, то на кнопке должно быть написано «Получить скидку». Не перебарщивайте с кнопками – максимум 4.

  8. Грамматика, еще грамматика

    Задача копирайтера добиться приятного восприятия основных смыслов текста, написанного без ошибок. Грамматическая ошибка в продающем тексте ведет к снижению кармы. Всегда делайте вычитку текстов. Правописание помогут проверить сервисы Яндекс.Спеллер и Яндекс Вебмастер. Если текст написан вами, можно дать его другому грамотному человеку, возможно вы что-то упустили.

Техническая часть

  1. Отображение лендинга

    Необходимо отследить, как ваш сайт просматривается на различных типах устройств и ОС. Часто возникшие проблемы с адаптивностью приводят к некорректной работе сайта. Помните, пользователю должно все нравиться.

  2. Динамическая навигация

    Навигация по странице должна подсказывать посетителю его следующее действие. Например, при наведении указателя на видео, стрелкам меняется на указательный палец. При наведении курсора на текст, стрелка меняется на курсор-выделение. Используя эти привычные автозамены-якори, сделайте навигацию более простой.

  3. Выпадающее меню

    Есть простое правило: выпадающий список должен умещаться на 2/3 экрана. Это нужно для удобства выбора необходимого пункта из списка и более наглядного восприятия информации из выпадающего меню.

  4. Логотип компании

    Лого традиционно располагается в верхнем левом углу и ведет на главную страницу сайта. В случае с лендингами – логотип не должен никуда уводить посетителя, т.к. в противном случае это как купить жилье в Каннах, но переехать в Кострому.

  5. Всплывающие окна

    Динамика на сайте или ленде моментально приковывает внимание пользователя. Настоятельно рекомендуем ни в коем случае не размещать автоматически всплывающие окна, особенно мешающие просмотру, а привязывать всплывающий блок только к определенному действию юзера.

  6. Главная страница

    5 секунд – достаточное время, чтобы понять основное о ресурсе. Очень важно, чтобы графический и текстовый контент на главной странице сайта давали максимально понятную, ёмкую, а главное – целевую информацию о продукте или компании.

  7. Перегруженность опциями

    Не стоит перегружать опциями страницу и тем самым рассеивать внимание пользователя. По большей части этот пункт относится к интернет-магазинам и сайтам-многостраничникам, но к лендингу он тоже применим.

  8. Работоспособность элементов

    Необходимо проверить работоспособность всех элементов на сайте. Всегда перепроверяйте дважды:

    • кнопки «Оставьте заявку», «Корзина», «Добавить в корзину»
    • поле «Поиск»
    • номер телефона (желательно, чтобы транслировался в скайп)
    • форма захвата данных (в особенности – на лендах и интернет-магазинах)
    • калькуляторы, выплывающие списки
    • слайдеры с фото
    • блоки с видео-контентом

Ошибки дизайна

  1. Непривычное расположение элементов страницы

    В интернете есть традиции, ставшие негласными правилами расположения элементов на странице:

    • логотип – верхний левый угол
    • контактная информация – верхний правый угол
    • корзина – верхняя правая часть хедера
    • поле поиска – верхняя правая часть хедера
    • под товаром в интернет-магазине должна располагаться яркая кнопка «Купить»
    • поля для регистрации/авторизации должны быть в правой верхней части страницы
    • вобщем, размещайте элементы сайта там, где вы сами привыкли их искать
  2. Отступы

    Контент на сайте должен быть поделен на блоки с отступами для удобства восприятия. Внутри блоков элементы должны быть сгруппированы аналогичным образом. Тест разделяем на смысловые абзацы пробелами или элементами дизайна. Главное правило: информация, которую несет тот или иной элемент страницы должна восприниматься максимально быстро и легко.

  3. Визуальный шум

    Чем больше элементов не несущих смысловую нагрузку расположено на странице, тем выше уровень визуального шума. Слишком яркости фон или «радужный» дизайн, чрезмерная концентрация иконок-кнопок-рамок с изображением на одном экране – всё это создает проблемы в восприятии основной информации.

  4. Читаемый шрифт

    Текст должен быть читаемым. Цвет шрифта, удобство чтения и расположение текста относительно элементов – все это важно! И помните, НИКАКОГО КАПСА!

  5. Выделение ссылок

    Гиперссылки, которые были уже посещены, вкладки меню и прочие элементы, уже увиденные пользователем, необходимо выделять от ещё не посещенных мест. Поэтому не рекомендуется использовать синий и фиолетовый цвета для оформления шрифтов, это будет вводить посетителей в заблуждение.

  6. Подпись изображений

    Необходимо указывать название изображения в тегах alt и title. Помимо того, что это обязательный пункт адаптации сайта для пользования инвалидами и людьми с ограниченными возможностями, это и весьма полезная функция, позволяющая воспринимать контент страницы при крайне плохой скорости загрузки. Сделать подписи несложно, а вероятность того, что необходимая информация достигнет пользователя, увеличится.

Итог

Оценка юзабилити согласно предложенной методике поможет провести аудит технической стороной сайта, дизайна и контента. Помните, каждый сайт и его целевая аудитория уникальны, поэтому одна и та же фича может восприниматься и как ошибка, и как фишка. Конечно, предложенная методология является неполной, т.к. в ней указаны лишь основные направления, где могут прятаться недочеты. Провести полномасштабный грамотный аудит вашего сайта, привести его в соответствие вашим ожиданиям под силу профессионалам команды makeFresh.

Мы всегда рады помочь бизнесу и его клиентам найти пути друг к другу.